ESRB(не указано) | PEGI(не указано) | Гарантия, мес.0 |
Дата выхода14 мая 2014 | ЖанрГоловоломки/Пазл | ИздательUstwo Games |
РазработчикUstwo Games |
Описание
Monument Valley – головоломка, разработанная и опубликованная независимой студией Ustwo. Игрок ведет принцессу Иду через лабиринты оптических иллюзий и невозможных объектов. Игру разработали за 10 месяцев. Всё началось с концептуальных рисунков художника компании Кена Вонга. Визуальный стиль был вдохновлен японскими принтами, минималистскими скульптурами, независимыми играми Windosill, Fez и Superbrothers: Sword & Sworcery EP. Критики увидели в игре сходство с картинами Маурица Эшера и игрой Echochrome. Оформление игры сделано так, что «каждый кадр достоин публичного показа». После закрытого бета-теста игра вышла на iOS, это произошло 3 апреля 2014 года. Позже ее портировали на Android и Windows Phone. Критики оценили игру в целом положительно; хвалили звук и оформление, но отмечали недостаток сложности и продолжительности. Игра получила награду Apple Design Award 2014, стала лучшей игрой на iPad в 2014 году. К январю 2015 года в мире было продано 2 миллиона копий игры.
Геймплей
Героиня игры – Принцесса Ида, продвигающаяся по лабиринтам с оптическими иллюзиями и невозможными объектами, которые в игре называются «священной геометрией». Ида путешествует, чтобы получить прощение за что-то. Игра демонстрируется в изометрической перспективе. Взаимодействуя с окружающей средой, игрок ищет скрытые проходы. Ида должна приближаться к выходу с карты. В игре 10 уровней, и в каждом используется особая центральная механика. В числе воздействий на среду есть перемещение платформ и создание мостов. Игра дает косвенные намеки посредством элементов дизайна вроде цвета, и прямые намеки от людей-ворон, блокирующих Иде проход. В ней есть режим камеры, позволяющий делать скриншоты с уровня. Игра включает фильтры наподобие используемых в Instagram.
Разработка
Monument Valley разработала компания Ustwo, фирма цифрового дизайна, основанная в 2004 году. В 2007 году компания начала создавать приложения для iPhone. Ее игра Whale Trail была скачана миллионы раз. Также компания известна по приложениям Granimator и Rando. Monument Valley была задумана как сенсорная игра для планшетов. Разработка стартовала в начале 2013 года и длилась 10 месяцев. Игра выросла из концептуального рисунка в стиле творчества Эшера, и не сильно отошла от данной концепции в итоге. Руководство Ustwo не представило команде разработчиков графика или бюджета; вместо этого команда получила задание «сосредоточиться на создании высококачественного продукта». Так как игры – не самая большая часть дохода Ustwo, разработка ведется с целью отражения сути компании, а не создания хорошо продаваемых приложений.
Говоря о художественном стиле, игровой дизайнер и художник Кенг Вонг отметил, что он стремился сделать каждый кадр геймплея достойным публичной демонстрации. Игра появилась именно благодаря концептуальным рисункам Вонга. По словам Вонга, геймплей продуман так, чтобы игрок находил цель игры путем исследования, а не с помощью прямых наводок. Подобно Mirror's Edge, в дизайне игры для обозначения интерактивных элементов используется цвет. Вонг сравнил геймплей со встречей магазина игрушек и миром книги «Лев, колдунья и платяной шкаф», а историю игры – с символичной «песней», а не какой-либо книгой. Игра была сделана в стиле, нетипичном для игр, рассчитанных на популярность: в ней нет ощутимых сложностей при прохождении.
В декабре 2013 года началось бета-тестирование игры. В нем участвовало более 1,000 тестировщиков, среднее время прохождения игры составило 90 минут. Игру планировали сделать эксклюзивом для iPad. После 3 апреля 2014 года, дня релиза для iOS, прошло всего 2 недели, когда компания окупила затраты на разработку. Версия для Android прошла два бета-теста и вышла 14 мая 2014 года. В апреле 2014 года в разработке находились новые уровни. Ustwo отмечала, что уровни добавляются по «художественным причинам» и содержат идеи, которые команда пыталась, но не смогла ввести в релизную версию. Вонг заявил, что при интересе потребителей компания рассмотрит портирование на другие платформы. Технический директор отмечал, что игру «не очень сложно портировать», так как она написана на движке Unity. Но, так как игра была сделана для портретной, то есть вертикальной ориентации экрана, разработчикам было сложно преобразить игру для устройств с ландшафтным (горизонтальным) экраном, в том числе PlayStation Vita, а также для видеоформата трейлера для YouTube.
12 ноября 2014 года для устройств на базе iOS вышел аддон под названием Forgotten Shores. На Amazon Appstore и Google Play Store он появился соответственно 20 и 24 ноября 2014 года. Аддон включил 8 дополнительных уровней.
Версия игры для Windows Phone вышла 30 апреля 2015 года.
Прием
Согласно статистике Metacritic, версия для iOS имеет баллы 89% (36 обзоров) и 8.0 (112 оценок). После релиза игра мгновенно попала на вершину чарта платных приложений App Store и оставалась там по меньшей мере месяц. Она получила «Выбор редактора App Store», затем «Apple Design Award 2014» и «Лучшую игру для iPad по Apple в 2014 году». Издание Pocket Gamer наградило Monument Valley золотой наградой; рецензент Гарри Слейтер написал: «на App Store нет ничего похожего на Monument Valley».
Во многих обзорах отмечалось качество визуального и звукового дизайна. В Edge написали, что «глубокие рокоты» и пространственные «клики» игры вызывают чувство Расхитительницы гробниц, перемещающей «древние механизмы». Шон Масгрейв в TouchArcade назвал визуальную часть игры «почти невозможно великолепной», а Wired написал, что игра «может быть, самая красивая на iPad в 2014 году». В Creative Review отметили разумность головоломок и внимание разработчиков к деталям.
Хотя Даниэль Риндо в Polygon похвалила дизайн головоломок, другие критики отметили недостаток сложности и продолжительности игры. Риндо заметила, что решения головоломок всегда понятны интуитивно и никогда не раздражают. По ее мнению, всё в игре «успокаивающее, почти гипнотическое». В Edge написали, что игра не содержит истинных испытаний, а головоломки «не находят свежих путей к замешательству и удовольствию» вплоть до последних уровней. Журнал сравнил игру со «сбором мебели из плоских упаковок»: прямолинейная в процессе, но приятная в трансформации. Гарри Слейтер в Pocket Gamer назвал игру «почти поразительно уникальной». Риндо отметила, что прошла игру за 3 часа, а Шон Масгрейв, не способный «даже начать думать о том, что для кого-то станут преткновением… головоломки», оценил продолжительность игры в час с небольшим. Джеймс Маркиафава из Game Informer хотел бы видеть в игре больше контента и оставался недоволен «тупым и смутным» повествованием. Масгрейв отметил, что игры, посвященные проживанию некого опыта, могут быть короткими, но Monument Valley слишком коротка, чтобы ее механики раскрылись в полной мере», хотя продолжительность «как раз достаточна» для сюжета.
За месяц было продано 500,000 копий игры, за 3 месяца – один миллион. В ноябре 2014 года было продано 1,4 миллиона копий, в январе 2015 года – 2,4 миллиона. В январе 2015 года Ustwo отметила, что 95% установок на Android и 60% установок на iOS сделаны через неоплаченные, то есть пиратские копии. Компания посчитала, что хотя некоторые из этих установок являются копиями одной и той же версии на нескольких устройствах, большинство – просто версии, за которые игроки не заплатили. Несмотря на эту нерадостную статистику, компания заверила, что продолжит разрабатывать премиум-приложения для мобильных устройств. Даже при пиратстве Ustwo заявила, что к середине 2015 года выручка от Monument Valley составила более 6 миллионов долларов, тогда как на разработку было потрачено 1,4 миллиона долларов.
В третьем сезоне сериала «Карточный домик» один из главных персонажей, политик Фрэнк Андервуд, играет в Monument Valley. Он впечатлен элегантным описанием игры в одной рецензии, и нанимает рецензента для написания своей биографии. Согласно Ustwo, провайдер потокового вещания Netflix обратился к ним насчет использования игры в сюжете сериала, на что студия охотно согласилась, не взяв никакой финансовой компенсации. Для съемок компания сделала специальную версию игры. Ustwo усмотрела возможность посредством сериала привлечь к игре иную аудиторию, и действительно, после упоминания игры в сериале ее продажи выросли. Через несколько дней после выхода нового сезона сериала, в феврале 2015 года, Monument Valley возвратилась в топ самых скачиваемых приложений.
ESRB | (не указано) |
---|---|
PEGI | (не указано) |
Дата выхода | 14 мая 2014 |
Жанр | Головоломки/Пазл |
Издатель | Ustwo Games |
Разработчик | Ustwo Games |